ИМЦ Брединского района Челябинской области

Нормативно-правовая база

   

ПОЛОЖЕНИЕ 

об информационно - методическом центре

Брединского муниципального района

Общие положения

 

1.1.            Информационно-методический центр (ИМЦ) является структурным подразделением отдела образования администрации Брединского  муниципального района, создан в целях осуществления информационной, образовательной и научно-методической деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений Брединского  района и совершенствования профессиональной квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.

1.2.            Руководство ИМЦ осуществляет заведующий, назначаемый приказом начальника  отдела  образования администрации Брединского  муниципального района.

1.3.            Структура и штаты ИМЦ формируются исходя из целей и задач, основных направлений деятельности, численности педагогических работников образовательных учреждений района.

1.4.            Наряду со штатными работниками методического центра, методическую, консультационную и другие виды работ могут обеспечивать педагогические работники  на условиях совместительства  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.5.ИМЦ  в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации  «Об образовании», нормативными документами Министерства образования РФ и  Министерства образования Челябинской области, приказами отдела  образования администрации Брединского муниципального района и настоящим Положением.

1.6.ИМЦ может создавать учебно-методические, экспертные советы, временные научно-исследовательские коллективы, творческие группы, лаборатории и другие временные объединения из числа наиболее опытных педагогов района.

1.7.            ИМЦ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Челябинским  институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО), Региональным координационным центром (РКЦ), Региональным центром  дистанционного образования (РЦДО), Областным центром дополнительного образования детей, занимающимися повышением квалификации и  профессиональной переподготовкой педагогических работников и руководителей образовательных учреждений области.

 

 

2. Миссия и основные  задачи ИМЦ и их реализация.

2.1.  Миссия муниципальной методической службы Брединского района:

Всесторонне используя достижения науки и инновационной педагогической деятельности, информационно-комммуникативные технологии, быть посредником между наукой и практикой для руководителя и учителя, обеспечивая каждому педагогу  возможность профессионального совершенствования и уверенность в завтрашнем дне образования.

 

 

2.2. Основными задачами ИМЦ являются:

 

-        содействие развитию муниципальной системы образования;

-        содействие функционированию и развитию образовательных учреждений дошкольного и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей);

-        оказание поддержки образовательным учреждениям в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования;

-        оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;

-        удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей  педагогических работников образовательных учреждений;

-        создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

-        оказание учебно-методической  и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

-        предоставление образовательных услуг с помощью дистанционных технологий;

-        организация непрерывной методической поддержки педагогических работников Брединского района через сетевое взаимодействие;

-        содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания, молодежной политики и др.

-        координация работы с одаренными детьми, организация участия в региональных и всероссийских конкурсах, фестивалях,

-        развитие Единого информационно-педагогического пространства в  районе.

 

 

3. Основные направления деятельности ИМЦ

 

К основным направлениям деятельности  ИМЦ относятся:

 

3.1.Аналитическая деятельность:

 

-        мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;

-        мониторинг уровня обученности, воспитанности учащихся, создание рекомендаций по дальнейшему совершенствованию УВП;

-        создание базы данных о педагогических работниках образовательных учреждений города и района;

-        изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;

-        выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

-        сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений  района;

-        изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

-        Создание муниципальной базы данных по ЕГЭ с внесенной в нее информацией по условиям обучения;

 

3.2.Информационная  деятельность:

 

-        формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической,  методической  и др.);

-        ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

-        ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;

-        информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования  детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных правовых, локальных правовых актах;

-        создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.

-        Обеспечение информационной безопасности при получении, доставке и хранении материалов по ЕГЭ;

-        мероприятия по информированию общественности и участников ЕГЭ об условиях и сроках проведения ЕГЭ;

 

3.3.Организационно-методическая деятельность:

 

-        изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

-        прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

-        организация аттестации педагогических кадров;

-        организация работы районных методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;

-        участие в разработке содержания регионального компонента, компонента образовательного учреждения образовательных стандартов, элективных курсов для профильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений;

-        участие в разработке программ развития образовательных учреждений;

-        организация методического сопровождения профильного обучения в образовательных учреждениях;

-        методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

-        обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;

-        определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими  работниками образовательных учреждений;

-        подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников образовательных учреждений;

-        организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;

-        организация работ по нормативному, правовому, инструктивному и методическому сопровождению ЕГЭ в районе;

-        мероприятия по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ;

 

3.4.Консультационная деятельность:

 

-        организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений по различным вопросам обучения и воспитания, участия в конкурсных отборах на получение Грантов ОУ и педагогам;

-        организация консультационной работы для педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

-        популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;

-        консультирование педагогических работников  образовательных учреждений и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

 

3.5.В области информатизации системы образования:

 

-        мониторинг состояния, результатов и перспектив развития образовательных учреждений района,  организация маркетинга информационных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;

-        формирование массива информации об основных направлениях развития образования в районе, научном, научно-методическом обеспечении образовательной деятельности, результатах образовательного процесса в районе,  об информационных профессиональных потребностях педагогических работников образовательных учреждений, об инновационном педагогическом опыте;

-        внедрение автоматизированной системы программно-целевого управления образованием, осуществление электронного документооборота в рамках реализации  проекта ИСО;

-        изучение уровня ИКТ- компетенции педагогов;

-        организация сетевого информационно-коммуникационного обслуживания образовательных учреждений;

-        анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями;

-        анализ состояния научного, учебно-методического, технического обеспечения образовательных учреждений  района в области информационно-коммуникационных технологий;

-        участие в разработке программ информатизации ОУ Брединского района;

-        участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по проблемам информатизации системы образования;

-        организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для  педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

-        организация дистанционного обучения педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

-        Формирование учебных групп из числа педагогов района для дистанционного обучения.

-        Выявление готовности кандидатов на дистанционное обучение и создание условий реализации дистанционного обучения в районе.

-        Организация и проведение консультирования педагогов по проблемам внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс и внеучебную деятельность, в том числе дистанционного консультирования;

-        Предоставление широкого доступа к электронным образовательным ресурсам.

-        Развитие единого информационно-образовательного пространства Брединского района.

-        Накопление и тиражирование учебно-методических материалов, электронных образовательных ресурсов;

-        Изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности. Оформление этих материалов как электронных образовательных ресурсов.

-        Размещение лучших методических разработок в региональном хранилище ЦОР;

-        Проведение районных мероприятий (семинаров, мастер-классов, конкурсов, конференций), обобщающих и распространяющих опыт использования ИКТ- технологий в образовательной деятельности.

-        Методическая поддержка образовательных учреждений и педагогов, использующих в своей деятельности интерактивное оборудование;

-        Организация непосредственной методической работы с педагогами в сети.

 

 

3.6.   В сфере научного обеспечения развития системы образования:

 

-        мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений;

-        информирование образовательных учреждений об инновационных процессах в образовательной системе  района;

-        научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной системе города и района;

-        патронаж образовательных учреждений, получивших статус федеральных и областных экспериментальных площадок;

-        осуществление научно-методической поддержки педагогических работников образовательных учреждений, ведущих экспериментальную работу,

-        организация  консультативной работы для педагогов-экспериментаторов;

-        организация постоянно действующих семинаров по инновациям,  методам научного исследования в системе образования;

-        проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования.

 

 

4. Содержание деятельности.

 

4.1.Анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы в образовательных учреждениях всех типов и видов;

4.2.Обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся;

4.3.Изучение потребностей, обобщение предложений  образовательных учреждений, размещение заказа на учебную и учебно-методическую   литературу для образовательных учреждений;

4.4.Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования; координация этой работы с ЧИППКРО и РКЦ;

4.5.Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательных учреждениях. Обобщение и распространение педагогического опыта для развития системы образования в городе и районе;

4.6.Определение сети методической службы в городе и районе, основных направлений и содержания ее работы с педагогическими работниками и руководителями образовательных учреждений;

4.7.Осуществление в установленном порядке издательской деятельности  в пределах своей компетенции;

4.8.Создание банков педагогического опыта в сфере образования, проведение информационно-библиографической работы.

4.9.Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательных учреждений в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, элективных курсов, в подготовке работников образования к аттестации;

4.10.  Работа с педагогическими кадрами и руководителями образовательных учреждений осуществляется в индивидуальных и групповых формах: консультирование, проведение занятий творческих групп, семинаров,  методических объединений, научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства и др.

4.11.  Создание необходимых условий каждому специалисту образования для беспрепятственного доступа к информации, следуя принципам оперативности, полноты,  адресности и дифференциации.

4.12.  Информационное обслуживание педагогических кадров  района на основе достижений педагогической науки и практики, необходимых для преобразования их деятельности.

4.13.  Формирование информационной культуры педагогических работников.

4.14.  Осуществление взаимодействия с ЧИППКРО, РКЦ, РЦОИ, ГУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей» и другими центрами педагогической информации с целью обмена информацией и получения научной консультации в вопросах повышения квалификации и инновационной деятельности образовательных учреждений города и района.

 

 

 

Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы

 

 

09. 03. 2004. № 03-51-48 ин/42-03

 

В целях реализации Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р) и содействия повышению качества образования Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования.

В.А. Болотов

 

Приложение

Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования

1. Общие положения

1.1.Муниципальная методическая служба (далее – Методическая служба) может являться самостоятельным учреждением, структурным подразделением органов управления образованием.
1.2.Цель Методической службы – содействие повышению качества дошкольного и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей) в условиях модернизации образования.
1.3.Задачи Методической службы:
- содействие развитию муниципальной системы образования;
-содействие функционированию и развитию образовательных учреждений дошкольного и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей);
- оказание поддержки образовательным учреждениям в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования;
- оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
- удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
-содействие и выполнение целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания, молодежной политики и др.;
1.4.Выделяются следующие основные виды Методической службы:
- районный (городской) методический кабинет (центр);
- методический отдел (кабинет, центр) как структурное подразделение органа управления образованием.
2.Основные направления деятельности
Методической службы

К основным направлениям деятельности Методической службы относятся:
2.1.Аналитическая деятельность:
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
- создание базы данных о педагогических работниках образовательных учреждений района (города, округа);
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;
- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
- сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений района (города, округа);
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
2.2.Информационная деятельность:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
- ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
- информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
2.3.Организационно-методическая деятельность:
- изучение запросов, методическое сопровождение  и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация работы районных, городских методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
- организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
- участие в разработке содержания регионального (национально-регионального) компонента, компонента образовательного учреждения, образовательных стандартов, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений;
- участие в разработке программ развития образовательных учреждений;
- организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных  учреждениях;
- методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
- обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
- определений опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений;
- подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников образовательных учреждений;
- организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;
- взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.
2.4.Консультационная деятельность:
- организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
- организация консультационной работы для педагогических работников, ведущих в сельских общеобразовательных учреждениях преподавание двух - трех и более  предметов;
- организация консультативной работы для педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
- консультирование педагогических работников образовательных учреждений и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
3. Современные направления деятельности Методической службы
3.1.В области информатизации системы образования:
- мониторинг состояния, результатов и перспектив развития образовательных учреждений района, города, округа, организация маркетинга информационных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
- формирование массива информации об основных направлениях развития образования в районе (городе, округе), научном, научно-методическом обеспечении образовательной деятельности, результатах образовательного процесса в районе, городе, округе, об информационных  потребностях педагогических работников образовательных учреждений, об инновационном педагогическом опыте;
- создание системы дифференцированных сервисных услуг непрерывного образования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, методическое сопровождение процесса непрерывного образования;
- организация сетевого информационно-коммуникативного обслуживания образовательных учреждений;
- анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями;
- анализ состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения образовательных учреждений города, района, округа в области информационно-коммуникативных технологий;
- участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по проблемам информатизации системы образования;
- организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- организация дистанционного обучения педагогов отдаленных общеобразовательных учреждений, а также обучающихся на дому.
Деятельность в области информатизации системы образования дает основания районному (городскому) методическому кабинету (центру) на изменение статуса и преобразование в информационно-методический центр.
3.2.В сфере научного обеспечения развития системы образования:
- мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений;
- информирование образовательных учреждений об инновационных процессах в образовательной системе района (города, округа);
- научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной системе района (города, округа);
- патронаж образовательных учреждений, получивших статус экспериментальных площадок;
- осуществление научно-методической поддержки педагогических работников общеобразовательных учреждений, ведущих экспериментальную работу;
- организация научно-консультационной работы для педагогов-экспериментаторов;
- организация постоянно действующих семинаров по инновациям, методам научного исследования в системе образования
- проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования.
Деятельность в области научного обеспечения развития образования дает основания районному (городскому) методическому кабинету (центру) на изменение статуса и преобразование в научно-методический центр
4. Обеспечение деятельности Методической службы
4.1. Методическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, другими образовательными и научными учреждениями и организациями, ассоциациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, аттестационными службами.
4.2. Научное руководство Методической службой по согласованию с учредителей осуществляет государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов.
4.3. Финансирование деятельности муниципальной Методической службы может осуществляться за счет муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт создан в системе uCoz